Различные средства и инструменты для снятия краски с металла

0 0

Перед покраской металлических изделий старый слой краски рекомендуется полностью удалять. В противном случае новый слой со временем начнет отслаиваться или взбухать и трескаться из-за скапливающихся пузырьков воздуха, остающихся между первым и вторым слоем. Но каким образом можно удалить старую краску, не повредив сам металл?

Основные способы снятия

Краски практически любых видов обладают свойством сильной адгезии к металлическим поверхностям. Именно из-за этого они накрепко связываются с молекулами металла. А если лакокрасочный слой наносится методом гальванического покрытия, а именно так часто делают в промышленных условиях, то возникает своего рода диффузия – пигмент въедается в металлическую основу. Снять её в дальнейшем удается только вместе со слоем металла.

Нагревательные приборы

Суть данного метода заключается в выжигании лакокрасочного слоя. Металл не горит, а плавится при температуре свыше 600 градусов (актуально для железа, стали, алюминия – именно они преимущественно используются в быту). Краска же при температуре свыше 300 градусов начинает сгорать, так как её основа – это смесь соединений углерода (это связывающий элемент для красящего пигмента). И после неё остаётся только сажа, которую удалить можно даже вручную при помощи наждачной бумаги.

Для нагревания чаще всего используются газовые горелки или строительные фены. Но у такого метода есть недостаток — избыточный нагрев металла может не лучшим образом сказаться на его прочности. Например, перекаленная сталь становится хрупкой и плохо поддающейся шлифовке. И при этом существуют краски, устойчивые к выжиганию. Для них этот метод вообще не подходит.

Абразивные насадки

Под абразивными методами следует понимать удаление лакокрасочного слоя путём силы трения. Идеальный вариант – это использование пескоструя. Песок, подаваемый тонкой струей под высоким давлением, выступает в роли абразива: сдирает краску и вместе с этим шлифует металлическую поверхность как наждачная бумага. Но пескоструй – это дорогостоящий инструмент, требующий также приобретение мощного компрессора. Далеко не у каждого дома есть такой инструментарий.

Иной вариант – это использование абразивных насадок на ручные инструменты. Для дрелей – это специальные металлические щетки и диски с абразивным слоем (чаще всего – это кремниевая или алмазная пыль). Для болгарок – шлифовальные диски. Таким способом происходит снятие не только краски, но и верхнего слоя металла.

Применение ацетона и уайт-спирита

Ацетон и уайт-спирит – это вещества, которые растворяют углеводородную основу. За счет этого и разрушается структура связывающего компонента краски, она превращается в жидкую массу, которая легко удаляется с помощью того же шпателя или абразивной обработки. Но технологию производства красок постоянно совершенствуют, делая их более устойчивыми.

В них добавляют присадки на основе алкалоидов, с которыми тот же ацетон в реакцию не вступает. Именно поэтому подобные растворители помогают далеко не всегда.

уайт-спирит

Специальные смывки

Считается лучшим средством для удаления красок. Смывки выпускают сами производители красок, которые знают их точный состав и отлично понимают, каким образом можно разрушить структуру связывающего компонента. Но у такого способа есть один существенный недостаток — смывки стоят дорого и расход у них большой.

Если необходимо снимать краску с металлической поверхности свыше 10–15 м2, то потратить на это придется примерно от 1500 рублей. Для небольших участков или деталей сложной геометрии – оптимально.

Особенности работы с разными типами красящих составов

При выборе способа быстро оттирать краску, следует учитывать и её тип. На сегодня самые распространенные:
  • масляные;
  • акриловые;
  • порошковые;
  • аэрозольные.

Масляная

Оптимальный вариант удаления масляной краски в домашних условиях – это соскабливание или термический способ. Она имеет самую адгезию, не «въедается» в металл и достаточно легко отслаивается. Можно предварительно замочить деталь (если возможно) в растворителе – это частично размягчит лак и соскабливать его будет на порядок быстрее.

Акриловая

Она довольно устойчива к механическому удалению, но вот ацетон или тот же уайт-спирит легко её разъедает, превращая в маслянистую липкую жижу. Акрил достаточно быстро оттирается тряпкой, смоченной в растворителе или даже в бензине.

Порошковая

Очень прочно «въедается» в металл и обеспечивает ему защиту от коррозии. И такая краска производится без использования производных нефти. Растворители и смывки не помогут от неё избавиться. Оптимально – это механическое удаление абразивными насадками или пескоструем. Вероятность повредить металл – высокая, поэтому без последующей шлифовки не обойтись.

Но порошковую краску необязательно удалять, если она не трескается и не вспухла. На тех же автомобилях допускается покраска поверх порошковой при отсутствии дефектов, но с тщательной обработкой грунтовкой.
Акриловая краска на железе

Аэрозольная

Свежий слой аэрозольной краски можно смывать просто теплой мыльной водой. Тереть придется долго, но зато металл не повредится. Если же краска уже давно была нанесена и успела прочно сцепиться с металлической поверхностью, то помогут ацетон и специализированные смывки. Состав аэрозольных красок разнится (зависит от производителя), в чем и заключается главная загвоздка. Но удаление термическим методом или абразивами – не рекомендуется.

Распространенные ошибки

Самая распространенная ошибка – это попытка удалить порошковую краску с помощью ацетона или уайт-спирита. Это не поможет, но разъест поверхностный слой лака, если таковой имеется. И на этом месте в дальнейшем лак начинает трескаться, отслаиваться из-за действия ультрафиолетовых лучей.

Еще ошибочно используются «универсальные» смывки, типа «Фейл-3». Использовать их вообще не рекомендуется, так как они агрессивны и больше адаптированы для использования на бетоне. А металлическую поверхность они делают матовой, что в дальнейшем требует глубокой шлифовки.

Советы и рекомендации

Самое сложное – это понять, какой тип краски использовался для окраски металла. Можно руководствоваться следующими советами:
  • В составе масляных имеется олифа, она всегда глянцевая.
  • Акриловая бывает и глянцевой, и матовой, но при этом она на ощупь похожа на пластик, слой – тонкий.
  • Порошковые преимущественно матовые, текстурные.
  • Аэрозольные используются на небольших поверхностях, придают матовость, при детальном рассмотрении видны неравномерности в нанесении слоёв.
Как узнать точный тип? Обработать малозаметную область ацетоном. После этого:
  • масляная начнет вспухать, станет мягкой и липкой;
  • акриловая начнет «скатываться» катышками, как пластик;
  • аэрозольная – легко сотрется, будет размазываться;
  • на порошковую ацетон никак не повлияет, но может избавить от блеска, который придает верхний слой лака.

Очистить металл от краски можно несколькими способами. Главное – это определить её тип. И уже исходя из этого подбирают оптимальный метод удаления. Самый универсальный вариант – это использование пескоструя.

Похожие материалы

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.